Телеграм-канал “Незыгарь” сделал глубокомысленное замечание в связи с заключением пятилетнего контракта с Украиной на транзит газа. По его мнению, пятилетний срок действия документа означает, что принципиально решать эту проблему в конце 2024 года придется уже не Путину.

Наивная простота! Ведь Президент на Большой пресс-конференции дал ясно понять следующее:

  • этот срок для него последний;
  • в Конституцию будут вноситься изменения;
  • будут пересматриваться полномочия высших органов власти, например, - Государственной Думы.

На пресс-конференции Путин заявил:

«Я знаю о тех дискуссиях, которые на этот счет идут, я их вижу, слышу. Связано это как раз с возможным расширением прав парламента, с некоторым изменением прерогатив и президента, и правительства. Но это всё можно делать только после хорошей подготовки и глубокой дискуссии в обществе, но очень аккуратно».

Владимира Путина иногда называют “русским немцем”, подразумевая его свободное владение немецким языком, знание немецкой истории и культуры. В связи с этим, почему бы ему не стремиться к тому, чтобы перенести в Россию германскую структуру органов власти и соотношение их властных полномочий?

Ведь в Германии тоже есть президент. Но выбирают президента не все избиратели, а члены Федерального собрания, которое созывается не позднее, чем за тридцать дней до окончания полномочий действующего главы государства. Федеральное собрание состоит из членов бундестага и равного количества делегатов от земельных парламентов - ландтагов. Выборы президента - единственная задача Федерального собрания.

Президента избирают на пять лет, переизбираться на этот пост можно всего один раз. В нынешней Германии президент выполняет политически нейтральные функции. Он является надпартийной фигурой и в связи с этим на время пребывания у власти должен приостановить членство в политических партиях.  Президент ФРГ представляет страну на международной арене, заключает соглашения с другими государствами, аккредитует и принимает послов. Согласно Основному закону ФРГ, он также участвует в формировании правительства. Так, именно федеральный президент формально вносит в парламент кандидатуру федерального канцлера и затем приводит его к присяге. Президент также имеет право распустить парламент, если кандидатура канцлера после трех раундов голосования не наберет в бундестаге абсолютное большинство голосов, или если федеральный канцлер утратил доверие парламента.

Кроме того, президент назначает и освобождает от должности министров - но только по предложению федерального канцлера. Так что процедура назначения носит формальный характер и фактического влияния на состав кабинета президент не оказывает. Кроме того, в его обязанности входит назначение и освобождение от должности федеральных судей, чиновников федерального уровня и офицеров.

Президент ФРГ последним после министров правительства и федерального канцлера ставит свою подпись под федеральными законами - только после этого они вступают в силу. 

Федеральному президенту Германии принадлежит право помилования на федеральном уровне. А вот правом объявлять амнистию президент ФРГ не обладает. Он также не наделен полномочиями верховного главнокомандующего: в мирное время эти функции исполняет министр обороны, а в случае войны - федеральный канцлер.

В целом же, должность президента ФРГ скорее репрезентативная, а реальное управление страной находится в руках правительства во главе с федеральным канцлером

И теперь представьте себе, если в Конституцию России будут внесены соответствующие изменения и Владимир Путин будет назначен главой Правительства, который де-факто будет по своему политическому весу лидером страны, то кто будет после 2024 года реально управлять страной?

Поэтому все разговоры о “транзите” власти в 2024 году вряд ли имеют большой смысл. А значит каждому, кто находится во властных “обоймах”, следовало бы успокоиться и начать целеустремленно работать над своей карьерой с учетом этой весьма вероятной ситуации.